Разбили дорогостоящую бутылку с алкоголем в магазине? Цена товара на кассе выше? Памятка шопоголикам!

Вещи сдавать в камеру хранения?

Крупные сетевые магазины на входе в торговый зал обязательно устанавливают камеру хранения, куда покупатели могут сдать свои пакеты и сумки. Ранее служба охраны бдительно следила за тем, чтобы никто не проносил в магазин свои вещи в пакетах и крупных сумках. Однако, камера хранения – дело добровольное (ст. 421 ГК РФ), а требования охраны оставить в ней вещи — незаконны.

Также, отказать покупателю зайти в магазин и совершить покупку потому, что у него с собой сумка, пакет или рюкзак, нельзя — в силу публичности договора розничной купли-продажи (ст. 426 ГК РФ).

Когда покупатель добровольно сдал вещи в камеру хранения, то он должен знать, что хранитель (в данном случае администрация магазина) несет полную ответственность за эти вещи (ст. 901 ГК РФ), даже если на самой камере хранения висит объявление — «ответственности за вещи не несём».

Кто виноват, если разбить предмет в магазине?

Проходя в узких проходах магазина, можно легко задеть стеллаж и уронить стоящую на нем стеклянную бутылку или банку. От случайностей никто не застрахован. Сотрудники магазина в таких случаях часто просят покупателя оплатить утраченный товар.

Делать этого не нужно. Ответственность гражданина за испорченный или утраченный товар наступает только при наличие вины (ст. 401 ГК РФ). Если же речь идет о случайной гибели вещи, то в соответствии со ст. 211 ГК РФ, все риски несет ее собственник.

До тех пор, пока товар не оплачен на кассе, собственником является магазин, после оплаты и передачи вещи — покупатель (ст. 459 ГК РФ).

Таким образом, если сотрудники магазина просят оплатить утраченный товар, укажите обстоятельства, подтверждающие, что в случившемся нет вашей вины: узкие проходы, скользкие полы, плохо закрепленный стеллаж, неровно расставленные на полках товары и т.д.

При возникновении спора покупатель может предложить магазину обратиться в суд. Без суда работники магазина требовать оплаты товара могут только, если покупатель согласен, что его вина в гибели вещи есть, и готов заплатить.

Увидели просроченный товар?

Если на прилавке в магазине лежит товар с истекшим сроком годности, то необходимо обратить на это внимание продавцов, обязанность которых убрать такой товар с прилавка в присутствии покупателя. О наличие просроченного товара и о том, как продавцы отреагировали на требование убрать его, стоит сделать запись в книге жалоб и предложений, которую просматривают сотрудники Роспотребнадзора, проверяя магазин. Можно сфотографировать товар и самостоятельно обратиться в надзорное ведомство с жалобой.

За торговлю просроченными товарами ответственность наступает по ст. 14.4 КоАП РФ, которая предполагает наказание в виде административного штрафа для должностных лиц — от 3 000 до 10 000 рублей; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 10 000 до 20 000 рублей; для юридических лиц — от 20 000 до 30 000 тысяч рублей.

На кассе цена товара стала другой?

Часто на кассе цена товара становится выше, чем это обозначено на ценнике. Продавцы могут найти этому самые разные объяснения. Но покупатель вправе требовать продать ему товар по цене, указанной на ценнике, потому что это публичное предложение, изменить которое магазин не вправе. Кроме того, в силу ст. 10, 12 закона РФ «О Защите прав потребителей» магазин обязан предоставлять информацию о цене товара — ценник в данном случае является средством информирования.

Покупатель вправе подать жалобу в Роспотребнадзор с просьбой привлечь магазин к административной ответственности по ст. 14.8 КоАП РФ.

Нет сдачи на кассе?

Часто кассир просит покупателя разменять крупную купюру, а после вернуться и оплатить товар. Это требование незаконно. Именно руководство отвечает за то, чтобы снабдить кассиров достаточным количеством мелочи для расчетов, о чем прямо говорится в правилах эксплуатации кассовых аппаратов при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Министерством финансов РФ 30 августа 1993 г. N 104.

Договор купли-продажи является публичным, и отказ от его заключения со стороны коммерческой организации, если есть возможность продать товар или предоставить услугу, не допускается (ст. 426 ГК РФ).

Отсутствие мелочи причиной отказа заключить договор считаться не может. Пригрозить кассиру записью в книге жалоб и предложений будет не лишним. Сдача может быстро найтись в соседней кассе или в бухгалтерии предприятия.

Рваная купюра?

Чтобы определить платежеспособность купюры необходимо обратиться к Указаниям Банка России от 26 декабря 2006 г. N 1778-У, в которых говорится, что к наличному обороту принимаются банкноты со следующим перечнем дефектов: грязные, изношенные, надорванные, потертые, продырявленные, проколотые, исписанные, а также банкноты, утратившие углы и края, с пятнами и следами посторонних штампов . Монеты могут иметь мелкие механические повреждения.

В случае более сильных повреждений расплатиться купюрой нельзя, но можно обменять в банке на новую. Банк примет купюру для обмена, если она сохранила не менее 55% площади, пусть даже эти 55% состоят из склеенных фрагментов, но безусловно принадлежащих одной купюре.

Обыск покупателя охранником?

Нет у них таких полномочий!

Если противокражная рамка запищала, или есть другие основания подозревать покупателя в воровстве, то охранники могут только предложить ему добровольно предъявить свои вещи на осмотр или вызвать сотрудников полиции.

Что выбрать, каждый решает сам.

Личный досмотр производится сотрудником полиции одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. Вся процедура протоколируется (ст. 27.7 КоАП РФ).

Травма в магазине?

Администрация торгового предприятия должна обеспечить покупателям, безопасные условия совершения покупок. Если покупатель получил в магазине травму, то он вправе обратиться в суд с иском о возмещении вреда на основании ст. 1064 ГК РФ.

Для этого придется доказать сам факт получения травмы, а также причинную связь между действием или бездействием сотрудников магазина и получением травмы.

Чуть меньше года потребовалось жительнице Красноярского края, чтобы отсудить у магазина 50 000 рублей за травму колена, которую она получила, подскользнувшись на рекламном щите, валявшемся в снегу рядом с магазином.

Удачи!